Уральцы умеют варить отличную сталь. Но броня для бронепоезда - дело непростое даже для мастеров. К ней особые требования: прочность, твёрдость, а также вязкость и упругость. Для этого необходима особая сталь с легирующими компонентами: хром, никель, молибден, ванадий, марганец и кремний. Также требуется ее закалка.
В первый год войны у чусовлян не было технологий для термообработки, специалистов, своего термоцеха. Планировали провести обработку чусовской бронестали на Мотовилихинском заводе. Однако он был перегружен военными заказами. Для решения задачи чусовские металлурги создали специальный термоцех. Выделили помещение, оборудовали его приспособлениями и механизмами, построили термопечь для закалки листов и подобрали специалистов. Очень помогли консультации сотрудников из НИИ-48 по обработке бронедеталей. Они же следили за качеством изготовляемой брони. Уже после войны ветераны завода рассказывали, что для чусовской брони привозили хромитовую руду из Сарановского рудника.
Работа началась: выплавили сталь, прокатали листы, приступили к закалке брони. Но первые опыты были неудачными. Лист сильно деформировался, давал трещины. Помогла рабочая смекалка и творческие решения. Чусовляне сварили из рельсов специальные клети. В них зажимали лист, опускали его в ванну с маслом. После этого лист почти не коробило. Также путём опытов подобрали температуру нагрева листа, необходимую для качественной закалки.
Выпуск брони для бронепоезда помог Чусовскому заводу освоить новую технологию – термообработку. В дальнейшем броневой лист короткое время поставляли на Лысьвенский завод для знаменитых солдатских касок, на Кировский завод для танков Т-60 и, по рассказам ветеранов, даже для уральских Т-34.
Источник: https://vk.com/chus_musey


