МЕНЮ
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Есть вопрос?

Год семьи

Astafev100

IMGP4944 6 марта сего года не стало известного российского литературного критика и писателя, нашего земляка-чусовлянина Валентина Яковлевича Курбатова. Уход его из жизни был неожиданным и скоропостижным, и сознание до сих пор не может догнать осознание несправедливости этого события.
Проводить в последний путь В.Я. Курбатова в Псков приехали деятели культуры и искусства, представители исполнительной и законодательной властей, друзья и близкие из разных городов и регионов. Президент России Владимир Путин отправил телеграмму с соболезнованиями родным и друзьям. В своем послании он отметил: «Валентин Курбатов — талантливый, неординарный и очень яркий человек, посвятивший себя сбережению и развитию лучших традиций русской литературы.
Валентин Яковлевич многое сделал для изучения творческого наследия наших выдающихся писателей, вел большую общественную работу, подавал пример просветительства, подвижничества истинного служения культуре. Таким Валентин Курбатов навсегда останется в нашей памяти».
Соболезнования и слова признательности, благодарности были сказаны советником Президента России по вопросам культуры и искусства Владимиром Толстым, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Министром культуры Ольгой Любимовой, Председателем Правления Союза писателей России Николаем Ивановым, Председателем Псковского отделения Союза писателей России Игорем Смолькиным, руководителем пушкинского музея-заповедника «Михайловское» Георгием Василевичем, руководителем музея М. Шолохова Александром Шолоховым, писателем и другом Михаилом Кураевым и др. Председатель правления Союза писателей России Николай Иванов отметил, что в Ботаническом саду Москвы планируется высадить березовую рощу в честь первых руководителей Союза писателей, одно из деревьев будет посажено в память о Валентине Курбатове.
В день прощания слова соболезнования, поклоны с чусовской земли были переданы чусовлянами родным и близким Валентина Яковлевича.
Многие чусовляне считали его своим земляком, также как и его коллегу, другого нашего земляка - литературного исполина России Виктора Астафьева… Не отрицал свою любовь к Чусовому и сам Валентин Яковлевич, покоряя всех нас удивительной памятью, знанием деталей послевоенной жизни Чусового и необычно яркой образной речью…

ПамятиВалентинаКурбатова2

Валентин Курбатов прожил в Чусовом 14 лет детства и юности, но всю оставшуюся жизнь был верен городу, помнил одноклассников, друзей и знакомых, был частым гостем «именитого» чусовлянина Леонарда Постникова… Как почетный гражданин г.Чусового он всегда интересовался нашей жизнью, помогал решать проблемы, давал советы, гордился чусовской историей и культурой.
В каждый свой приезд он встречался с читателями в стенах своей первой библиотеки - чусовской Пушкинки, посещал Дом – музей В.П. Астафьева, гулял по улицам детства, взбирался на крутые берега Чусовой, окунался в студёную воду Усьвы и Вильвы…
Именно этой курбатовской любви к городу Ермака и Астафьева была посвящена статья в пермской краевой газете «Звезда» в 2019 году, которая сейчас предлагается вниманию Читателя.
25-й КАДР ВАЛЕНТИНА КУРБАТОВА
29 сентября 2019 года исполнилось 80 лет чусовлянину и псковитянину Валентину Яковлевичу Курбатову, одному из последних российских литературных Могикан ХХ века, члену Союза писателей России, лауреату многочисленных литературных премий, члену Совета по культуре при Президенте России (и прочая, и прочая), человеку разностороннему и по ширине-глубине талантов-интересов и по редкому их содружеству в одном человеке – два в одном – он и критик, и писатель одновременно…Труды его широко известны и профессионалам-литераторам и продвинутому Читателю. Курбатов автор десятков ярких книг, посвященных классикам русской литературы и культуры, и более полусотни вступлений-размышлений к книгам своих современников, многих из которых он знал не по наслышке. Среди его героев Александр Пушкин и пушкинский «домовой» Семён Гейченко, Виктор Астафьев и Валентин Распутин, Евгений Широков и Леонард Постников… Многие знают и другого Курбатова – книгочея и Златоуста. Сколько ни говори - слушай его, не переговорить-не переслушать его, мало кому удалось так ярко-образно рассказать-объяснить нашу литературную жизнь и так искусно провести-вывести из её лабиринтов. Это и не мудрено, ведь, его Слово– и художник, и лекарь и проводник… В этом совсем-совсем не трудно убедиться – он участник и герой многих российских «культурных» телефильмов и передач…
И всё же этот рассказ-повествование не совсем обычен – он о «25-м (скрытом) кадре» Валентина Курбатова – о неизвестном Курбатове, выпускнике ВГИКа, киноведе-создателе «авторского кино» про свою малую Родину – «город гениев», Чусовой 40-50-х ХХ века. В то время зарождался литературный Чусовой, кроме самого Курбатова только-только начинали проклёвываться таланты Виктора Астафьева, Марии Корякиной, Олега Селянкина, Михаила Голубкова – 6 из 9 будущих членов СП России, связанных с Чусовым. Именно об этом периоде города рассказывают курбатовские «университеты» – короткие рассказы-очерки «Дома (ударение на первом слоге), в истории» и «Возвращение»…
Все мы родом из детства. С Чусовым Курбатова, как и Астафьева, свели послевоенные годы, только прожил он здесь чуть меньше, всего 14 лет, но это были годы его детства и отрочества… Удивительно, но у Курбатова-подростка, и у Астафьева-взрослого Чусовой середины ХХ века навсегда запал в душу и сердце и стал той отметиной-«наколкой» судьбы, которую уже никогда не вытравишь, это осталось навсегда. Может, потому, что тогдашняя жизнь, с её жёстким режимом кислородного голодания, закалила их судьбы, так же, как это происходит с организмом спортсмена, при недостатке О-два. А может потому, что мир был и всегда будет многомерным: и жестокий Чусовой 40-50-х фронтовика Астафьева и беспечно-весёлый Чусовой 40-50-х юного отрока Курбатова, столь не похожие друг на друга, всего лишь две части одной и той же правды : они существовали одновременно на сцене жизни, но были высвечены порознь разными «прожекторами»(терминология Курбатова)… К слову, известные повести «Отец» Марии Корякиной и «Весёлый солдат» Виктора Астафьева» содержат также немало страниц той же недавней чусовской истории…
Рассказы-очерки Валентина Курбатова «Дома, в истории» и «Возвращение» также, как маленькая капля воды отражает свойства целого океана, ярко показывают детство-становление человека, города, страны, приметы прошлого и настоящего…
Курбатов заведомо лукавит-упрощает в них, говоря: «Ну, в общем, детство как детство. Тут что ни расскажи, всё будет, как у всех… Лупим в городки, в чижа, в пристенок, садим из поджигов, закапываем банки с карбидом, чтобы они взлетали выше крыши, таскаем «рощеников» из уборной для рыбалки на щеклею». Но далее он же словно взрослеет: «...Было счастьем читать по школьному радио выпуск «новостей», потому что я был «артист»... Мне нравилось общее чтение после уроков… Оставались в классе и просто читали вслух… Может быть, после этого я полюбил школьную библиотеку. И раз взял и прочитал подряд десять томов Горького. А потом взялся за Тургенева и был потрясен «Асей» и «Кларой Милич», которые и сейчас перечитывать боюсь… Я занимался по очереди в авиамодельном, потом акробатическом, потом танцевальном и, наконец, остановился на драматическом кружке. Его вела старая гречанка – Клара Финогеновна Мартинелли и это придавало кружку особенное очарование (ведь в Мартинелли можно было услышать кардинала Монтанелли из жадно читаемого тогда «Овода» Э.-Л. Войнич)…» Есть и очень грустные курбатовские совсем взрослые строки-нотки про утраченное уже навсегда и в жизни города, и в жизни страны: «Железная лестница с горы к заводу (где она теперь?) в утренний час полна народу, и особенно хорошо бежать по ней в редкие морозы за 40, когда смерзаются глаза, в носу щиплет и дышать надо коротко и мелко. Лестница гудит и опаляет удвоенной стынью, и вы все вместе на этой лестнице – народ, рабочий класс. И это, скажу я вам, – состояние из дорогих, а теперь уже и неведомых…»
И всё же Вера, Надежда и Любовь звучит в эпилоге-итоге этого курбатовского исторического повествования – «25-м кадре», Гимне Чусовому: «…Сто лет, которые прожил Чусовой, — это возраст одного сердца, а история — это дорогие страницы автобиографии, для каждого разные, но вместе составляющие большую и при неизбежной горечи трудных лет прекрасную судьбу маленького рабочего русского города, каких не счесть по родной земле».