МЕНЮ
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Есть вопрос?

Год семьи

Astafev100

По данным архива дорожного музея, в городе Чусовом были построены два бронепоезда – «Чусовской рабочий» и «Николай Щорс». На самом деле это один поезд № 758. Обратимся к его славной истории.
  
В грозные годы Великой Отечественной войны Урал стал поистине арсеналом фронта. Декабрь 1941 года. Из паровозного депо Пермь II вышел бронепоезд «Пермский рабочий». На митинге ему присвоили № 1, а в знак уважения к Уралу дали новое имя – «Уральский рабочий». В тот же день, 2 декабря, бронепоезд отправился на оборону Москвы.
В 1941–1942 годах со станции Пермь II на защиту нашей Родины ушли бронепоезда «Пермский рабочий», «Александр Невский», «Александр Суворов», «Григорий Котовский» и «Николай Щорс», построенные трудящимися Пермской области.
Bronya
После отправки на фронт в марте 1942 года трех пермских бронепоездов было решено построить еще два – в Перми, в мастерских завода имени Шпагина, и в городе Чусовом.
Железнодорожники Чусовского узла активно взялись за дело: подобрали паровоз, вагоны, детали для ремонта путей. Их работу возглавляли А. М. Воробьев, П. Г. Демьянов, Н. В. Карлюк, Л. В. Вяткин. Заводчанам-металлургам предстояло сварить, прокатать и термически обработать броню. Много труда вложили металлурги, одевая поезд в броню. Пришлось делать тысячи отверстий для крепления бронелистов, общий вес которых составил 135 тонн.
Трудностей было много, ведь строительство бронепоезда велось впервые, без чертежей, необходимого металла, инструмента, подходящей брони. Однако задание чусовляне выполнили с честью. 18 марта 1942 года бронепоезд «Чусовской рабочий» отправился на доэкипировку и оснащение вооружением на станцию Пермь II.
На железнодорожном переезде собрался многолюдный митинг. Стальную крепость на колесах повел в Пермь один из лучших машинистов Чусовского локомотивного депо, доброволец Михаил Меньшиков. Но в Перми он заболел и вынужден был вернуться домой. Из депо срочно вызвали другого машиниста – Александра Ивановича Козлова.
«Чусовской рабочий» в Перми на формировании 44-го отдельного дивизиона бронепоездов получил постоянное имя Николая Щорса. В паровозоремонтных мастерских завода имени Шпагина бронепоезд вооружался. В Пермь срочно прибыла из Чусового бригада рабочих – 20 человек. Возглавлял ее начальник мостокотельного цеха Ф. И. Карпов. Чусовляне снимали со своего бронепоезда некоторые листы брони, по чертежам прорезали в них амбразуру и снова крепили на место.
В конце апреля 1942 года 44-й отдельный дивизион бронепоездов в составе «Николая Щорса» и «Григория Котовского» отправился на оборону столицы. На каждый броневагон, на тумбе для обстрела самолетов, установили по 76-миллиметровому орудию, легкому пулемету, а также четыре бортовых пулемета максим, телефонную и фоническую связь, электроосвещение и перископ. В составе бронепоезда были вагон-кухня, санитарный вагон на два отделения, баня, клуб, мастерская – всего 9 вагонов. Командиром поезда был назначен лейтенант Александр Гудков. За годы войны командир вырос в звании до капитана. Паровозные бригады были укомплектованы в основном пермяками, чусовлянами и верещагинцами.
До мая 1942 года дивизион охранял Москву, потом был направлен под Воронеж. Именно с боев за этот город ведется отсчет серьезным боевым операциям. Затем дивизион передали Юго-Западному фронту.
Подарок чусовлян фронту начал боевой путь под Воронежем в составе 60-й армии. В его задачи входила охрана станций, эшелонов и поездов в пределах участков от станции Грязи до города Воронежа, занятого немцами, и вдоль фронта по направлению на город Лиски.
Бронепоезд пермяков «Григорий Котовский» и чусовской «Николай Щорс» отражали налеты самолетов противника, вели разведку боем артпозиций немцев, производили налеты на их объекты и огневые точки.
За образцовое выполнение боевого задания в битвах под Воронежем и освобождение города личный состав бронепоезда получил благодарность Верховного главнокомандующего. 44-й дивизион участвовал в боях на Юго-Западном, Прибалтийском, Ленинградском фронтах. Он был расформирован в декабре 1945 года. В Восточной Пруссии наши бронепоезда выбили большую группировку противника, засевшую в порту Мемель (Клайпеда).
На счету 44-го дивизиона 10 вражеских самолетов, сбитых «Щорсом», семь – «Котовским». Уральцы уничтожили 21 огневую точку противника и множество гитлеровцев. «Николай Щорс» стал героическим воплощением несгибаемого мужества.
Трудный, но славный путь прошли пермские бронепоезда от Москвы до Восточной Пруссии. За успешные боевые действия на заключительном этапе войны дивизион получил высокую оценку. Приказом Верховного Главнокомандующего от 5 апреля 1945 года ему присвоено наименование Клайпедского. Так он и вошел в историю Великой Отечественной войны – 44-й отдельный Клайпедский дивизион бронепоездов.
Нужно отметить, что чусовляне не только построили бронепоезд – некоторые ушли на фронт в его составе. Весь боевой путь бронепоезда машинистом паровоза был старший сержант Александр Иванович Козлов. Коренной чусовлянин, родившийся в 1911 году в крестьянской семье, избрал профессию железнодорожника. В депо прошел путь от кочегара до машиниста паровоза. Что такое бой, бомбежка, артобстрел, Александр Козлов испытал в июне 1942 года. Пермский 44-й бронедивизион защищал тогда станции Умань, Графская и Рамонь, недалеко от захваченного немцами Воронежа. Здесь боевой расчет бронепоезда сбил свои первые фашистские самолеты, испытал горечь потерь.
Для машиниста паровоза война – это тяжелый труд: даже когда боевой расчет находился на отдыхе, паровоз все равно требовалось держать в постоянной готовности к началу движения. А сколько раз приходилось восстанавливать разбитый немецкими снарядами путь! Порой голыми руками и под нещадным огнем. За взятие Витебска А. И. Козлова наградили медалью «За отвагу», а в 1945 году – орденом Красной Звезды.